5 октября в Москве завершился двухдневный Глобальный Симпозиум «Повышение финансовой грамотности в мире: реализация и инновации», который провела Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) при поддержке Министерства финансов Российской Федерации.
В мероприятии принял участие председатель Союза юристов Чувашской Республики Иван Иванов, советник председателя Союза юристов Чувашской Республики — помощник депутата Государственной Думы Андрей Карсаков, руководители национальных программ финансовой грамотности, представители министерств финансов и центральных банков стран «Группы двадцати», ОЭСР, СНГ и другие ведущие эксперты в области финансового образования. В общей сложности Симпозиум посетили более 250 делегатов из 60 стран.
Открыл Симпозиум Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Министр финансов России Антон Силуанов, который в своем выступлении отметил значительный интерес к российскому опыту в области финансовой грамотности. По его словам, во многом благодаря этому с 2017 года Минфин России совместно с ОЭСР реализует Программу содействия странам СНГ в повышении финансовой грамотности населения, в рамках которой происходит обмен опытом в разработке и реализации национальных стратегий по финансовой грамотности. В Программе участвуют такие государства, как Армения, Беларусь, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан. Как подчеркнул А. Силуанов, Минфин России планирует продолжить сотрудничество со странами СНГ и ОЭСР в этой сфере и стремится наладить постоянный обмен экспертными данными.
В пленарных сессиях форума приняли участие: заместитель Министра финансов Российской Федерации Сергей Сторчак, ведущие мировые эксперты в области финансовой грамотности, эксперты Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения», представители региональных министерств финансов, образовательных, некоммерческих организаций и бизнеса.
Выступая на пленарной сессии «Глобальные достижения в области финансовой грамотности», Сергей Сторчак обозначил три вызова, стоящие перед Россией в вопросах финансового образования: «Во-первых, это недоверие граждан к существующим финансовым институтам. Именно из-за него многие россияне предпочитают хранить дома свои накопления. Поэтому средства превращаются в неработающие резервы, поскольку не приносят дополнительного дохода. Во-вторых, это неумение потребителей финансовых услуг отстаивать свои права. В-третьих, это недостаток знаний в области финансов у людей старшего возраста. Этот вызов сложен в первую очередь тем, что требует от программ финансового образования индивидуального подхода к представителям этой целевой аудитории».
Исполнительный секретарь Международной сети по финансовому образования ОЭСР Флор-Анн Мэсси отметила успехи России в финансовом просвещении молодежи. Эта работа позволила нашей стране подняться на 4 место рейтинга PISA по уровню финансовой грамотности среди школьников. А вот взрослые россияне такими результатами пока похвастаться не могут: больше всего сложностей с использованием финансовых инструментов возникает у людей старшего возраста.
По словам эксперта ОЭСР, одна из главных особенностей финансового образования заключается в том, что его невозможно навязать принудительно: «Всегда необходима внутренняя мотивация. Людям нужно объяснять, почему это так важно, подробно рассказывать о негативных последствиях, к которым может привести невнимание к сфере финансов».
Впрочем, подобная проблематика актуальна не только для России, но и для всего мира. «В определённом возрасте уровень финансовой грамотности начинает снижаться, навыки устаревают, и человек уже не может применять их на интуитивном уровне, как раньше, – подчеркнул в своем выступлении профессор финансов Школы бизнеса Университета Западной Австралии Полл Герранс. – Поэтому необходимо различать отсутствие знаний в сфере финансов и невозможность для человека приспособиться к меняющейся среде».
Для ответов на эти вызовы эксперты ОЭСР и Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения» регулярно изучают уровень финансовой грамотности потребителей финансовых услуг – такие исследования помогают понять разницу в показателях взрослых и молодежи, женщин и мужчин, выпускников основной и высшей школы. Так, например, по данным международных исследований, которые на Симпозиуме представил Полл Герранс, в целом в мире мужчины, как правило, показывают лучшие результаты в тестах по финансовой грамотности, чем женщины той же социальной группы и возраста. А вот в России уровень финансовых знаний мужчин и женщин находится на одинаковом уровне.
Участники форума обсудили реформы в сфере финансового образования, риски для потребителей финансовых услуг из-за их диджитализации, осведомленность в области финансовых услуг социально уязвимых групп населения, таких как молодежь и мигранты. Ключевыми темами Симпозиума также стали дискуссии об инновационных подходах к распространению финансового образования, мерах по финансовому просвещению и защите прав потребителей в области кредитования.
В заключительный день Симпозиума на сессии, посвящённой инновационным подходам к распространению финансового образования, шла дискуссия о применении новых каналов коммуникации для распространения финансовой грамотности, которые бы позволили охватить все целевые группы. В рамках этой сессии эксперты уделили внимание прогрессивным информационным компаниям и образовательным программам с развлекательными элементами.
Большой интерес участников вызвала сессия: «Роль финансового образования и защиты прав потребителей в улучшении кредитных решений». Эксперты обсудили взгляды государственных органов, регуляторов, честного сектора и некоммерческих организаций на кредитные услуги, их маркетинг, распространение и управлением кредитом.